Поле, роль, личность.. и треугольник Карпмана

- О, так Вы спасатель.
А давайте я расскажу про драматический треугольник, треугольник Карпмана.
Есть спасатель, агрессор, жертва.
Каждый из них бывает в разных ролях, переходят или в одном состоянии бывают.
Каждая коллективная ситуация может рассматриваться как «поле». Личности собираются в одном месте и образуют «поле». Можно сказать, что поле – это общее «Мы». Или, если использовать язык квантовой физики, то можно сказать, что «поле» - активное «разумное» пространство между наблюдателем и наблюдаемым.

Поле состоит не только из людей. Существуют роли, которые организуют это поле.

Группа как некое существо, которое растет и хочет развиваться. Оно растет через взаимодействие и конфликты.

Можно сказать, что для поля описанной группы актуально исследовать роли Спасателя, Агрессора, Жертвы, раз уж они были обозначены, замечены.

Хотя основная, заявленная цель группы может быть совершенно иной и касаться, например, процесса обучения чему-то, какой-то деятельности и т.д. Почему так происходит?
Потому что в любом поле есть несколько уровней внимания, несколько уровней, на которых что-то происходит.

Можно назвать их как Объективный Уровеньлюди собрались прослушать лекцию, научиться вышивать крестиком, обсудить внедрение инноваций в области тяжелой промышленности и т.д. и т.п. Этот объективный уровень обычно заявлен на пригласительном флаере, билете, буклете.

Субъективный Уровень. Это то, как Вы ощущаете себя в группе, в коллективе, в данном поле. Можно назвать его «психологическим уровнем», уровнем проекций и проявлением полярностей, противоположностей. Ваша группа открыта к этому уровню, так как Вы обсуждаете между собой отношения, эмоции и чувства, которые появляются в процессе работы группы, по ходу того как складываются взаимоотношения.

И есть Сущностный Уровень. Можно сказать, что на этом уровне Вы можете встретиться с разумом поля, почувствовать его, ощутить, соприкоснуться.

Соприкоснуться с этим уровнем возможно, если перестать застревать на Субъективном Уровне и понять что такое роли.
Итак, если вернуться к треугольнику Карпмана, то что означает выйти, освободиться от него? Как выйти из драматического треугольника? Перестать общаться с людьми, прекратить делать или говорить что-либо, что может быть истолковано как проявление одной из ролей? Или, может быть, выбрать понравившуюся, «самую лучшую» роль и придерживаться ее?
Вовсе нет.

Достаточно осознать, что эти роли заложены в каждом человеке и могут проявляться в благоприятных для этих ролей условиях. Что значит «благоприятные условия»? Ситуации или коллективы с высокой поляризацией.

Если Вы придете к агрессорам, бандитам, преследователям, то вероятнее всего станете их жертвой. Если Ваша собственная агрессия когда-то была осознана, принята, трансформирована и ее столько же, сколько у ваших агрессоров, то вместо жертвы Вы можете стать их Спасателем, пытаясь направить на путь истинный.
Если Вы работаете с детьми Вам придется занимать роль Полицейского, того кто устанавливает правила и требует их соблюдения (если сводить все к треугольнику Карпмана, то это будет роль Агрессора, Преследователя). Полицейский – одна из ролей, структурирующих школьный мир. Учащиеся всегда будут провоцировать возникновение этой роли и испытывать Вас в ней. Дети и подростки ищут контакта и взаимодействия с ролью полицейского, она им нужна, так как им необходимо ее интегрировать. В этом смысле Вы моделируете для них эту роль.
Если Вы окажетесь среди беспомощных людей или Ваши близкие почувствуют себя беспомощными в какой-то ситуации, то очень вероятно, что включится роль Спасателя.

Важно не застревать в роли, когда ситуация больше не нуждается в данной роли. Научиться входить и выходить из роли. Да, возможно, это не просто, но нет ничего невозможного для человека с интеллектом, как говорилось в одном известном фильме :)
Итак, что делать если Вы застряли на Субъективном Уровне? Как выйти и «глотнуть свежего воздуха» с Сущностного Уровня, как установить личный контакт с разумом поля, находящимся за пределами полярностей, проявляющихся на Субъективном уровне?
Очень легких и простых путей для этого не существует. Все способы требуют внимания, сосредоточенности, определенных усилий и тренировки.

Один из способов для ситуации, когда находясь в группе Вы начинаете испытывать дискомфорт, не успеваете за происходящим, чувствуете, что Вас пытаются втягивать в какие-то непонятные Вам игры и состояния, навязывая роли и т.д. Что делать?
Закройте глаза и начинайте сканировать свои внутренние ощущения. «Отключите голову», вспомните свое состояние между сном и бодрстованием, и не открывая глаз постарайтесь провести аналогию между своими ощущениями в данной группе, в данной ситуации и каким-то явлением природы или ландшафтом. С каждым вдохом наполняйтесь воздухом, атмосферой этого места на Земле, пока не почувствуете, что Вы соединились с этим местом, стали с ним одним целым. Находясь в этом состоянии, вспомните, что где-то есть Вы, сидящая или сидящий на стуле в группе на некоем мероприятии – какой совет Вы можете дать этому человеку? Какое пожелание? Что ему (то есть Вам) делать в этой группе и как вести себя?

NB: Здесь важно ничего не придумывать. Например, Вам неприятно и Вы хотели бы оказаться в приятном месте и поэтому это приятное место представляете. Так, конечно, тоже можно сделать и, возможно, Вам это принесет какую-то пользу, расслабление и отдых, только это не будет встречей, контактом с разумом поля.
После этого медленно возвращайтесь в свое привычное состояние и открывайте глаза.

Что у вас получилось?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Актуальные темы в Телеграм канале записаться на индивидуальную сессию тут
Что еще почитать:
Когда кажется, что жизнь проходит мимо
Четыре вида рангов. Все ли ты о себе знаешь?
Процессуально-ориентированная психология в работе с зависимостями
Статья процессуального психотерапевта Джулии Даймонд
Введение из книги Джулии Даймонд и Ли Спарк Джонс "Путь осилит идущий"
Какую пользу можно извлечь из любви к сериалам?

© Ирина Могилевкина 2011-2024
Made on
Tilda