Мой папа знал, что его радует и что доставляет удовольствие по жизни. Он любил красиво одеваться, приятно надушиться, принимать ванну с пенами, любил встречаться с друзьями и пить вкусный алкоголь. До моих 16-17 лет у нас всегда был полный бар напитков, которые пили с гостями по праздникам. В старших классах школы я даже успела продегустировать вишневые, кофейные ликеры.
Когда мне было 16 лет умер папин дедушка, мой прадедушка. Видимо, пока дедушка был жив это помогало папе держаться и оставаться на второй стадии алкогольной зависимости (физическое привыкание, чувство вины, фактор дозы).
Помню, что в какой-то момент я обнаружила, что из бара исчезли все бутылки. Папа допил все остатки в бутылках и резко перешёл на технический спирт в каких-то бытовых растворителях, боярышник из аптек и т.д.
Это к вопросу о том, что мужское служит женскому и если женщине важно чувствовать себя "святой", спасательницей, которая посвящает жизнь другому, то мужчина ей в этом помогает. Мама начала папу лечить, кодировать. Одно время они ездили по целителям, гипнотерапевтам. В 90е было появилось много "помогающих практиков" на эту тему.
У тому времени я уже поступила в университет, у меня были свои дела, которыми было занято моё внимание. Я не поддерживала маму в "спасении" папы.
Уже тогда было много доступной информации о зависимости и созависимости, о том, что помочь зависимому можно в первую очередь работой с собой. Можно пойти на группу созависимых или ВДА (взрослые дети алкоголиков). Мамин отец тоже пил, я этого дедушку не застала лично. Но почему-то для мамы это было самым большим оскорблением с моей стороны - предложить ей походить на группы созависимых.
Конечно, я впитала много разных патернов, способов коммуницировать из своей семейной системы. Иногда они проявляются в причудливой форме в неожиданных местах.
К вопросу про удовольствия. Я не всегда знаю и могу понять, что меня по радует. Иногда я хорошо это понимаю, а иногда как будто теряю доступ к этому пониманию. Мне может быть как-то плохо, но я не знаю что я могу для себя сделать хорошего.
Однажды я была в таком состоянии с нынешним мужем. Кажется, что не удалось купить мороженое, которое я хотела и которое бывает в одном единственном магазине и его там не было, и я влетела в привычное состояние "все плохо и никто не может мне помочь". Я что-то нудела, нудела и тут муж остановился у магазина и пошёл купил мороженое. Купил мороженое себе. То, которое его порадует сейчас.
И как-то меня попустило. Пазл сложился.
Если в детстве меня крыло нудным недовольством рядом с мамой, то мама пыталась мне помочь купив "10 мороженых" или что-то другое - отвлечь, развлечь. Надеясь, что это меня порадует. Меня это не радовало (дело было не в "мороженых", это как повод проявить системное чувство). В итоге получалось: "Я неблагодарная, все вокруг меня пляшут, мне все не нравится, я не ценю усилий мамы в мою сторону".
А проход и освобождение, оказывается было в том, что мама могла бы в этот момент пойти и взять удовольствие для себя - купить, сделать то, что ей хочется.
Но этот проход был перекрыт ещё где-то раньше в системе. Нет места удовольствию. Нельзя думать о себе и чем себя порадовать. Или только если ты в большой беде, много поработал, "убился" о тяжелый труд.
А люди "складываются в пары" не случайно. Семейные системы объединяются, чтобы за счёт объединения ресурсов пройти общие запутанные, заблокированые места.
Сложность в том, чтобы сложиться в новую систему, взять то, что принёс каждый и сделать из этого что-то новое.
Чаще есть лояльность старшей системе, страх, стыд создать свое. И получается повторение паттернов из прошлого, разочарование, что не удалось выйти из лабиринта. И в этом разочаровании может быть своя "сладость", так как в этом есть принадлежность судьбам тех, у кого не получилось до нас. "Мне плохо, но так же плохо было и многим другим до меня. И тут мы вместе. Если окажусь в другом месте, где мне хорошо, то потеряю связь с любимыми, с ушедшими, которым уже не будет хорошо никогда".
Можно быть на связи иначе, не чем несение тяжёлых чувств. Можно выбирать. И можно выбирать удовольствия. Выбирать. Иметь выбор.
В общем все очень индивидуально. Но общие понятные принципы как оно устроено есть.